Цель дошкольного образования состоит в создании условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Одной из систем, нацеленных на развитие индивидуальности дошкольников, выступает педагогика Марии Монтессори.
В дошкольном учреждении функционирует Монтессори-группа, использующая элементы педагогики М. Монтессори. Это вторая младшая группа «Родник». Работа по педагогике М. Монтессори осуществляется в рамках проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области». В связи чем департаментом образования была осуществлена поставка развивающих Монтессори-материалов.
О педагогике Марии Монтессори
Педагогика М. Монтессори ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В Монтессори-педагогике акцент сделан на индивидуальность ребенка: обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, память, мышление, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-педагогики.
Занимаясь с развивающими Монтессори-материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, ребенок имеет свободу выбора деятельности, места для нее и продолжительности работы с выбранным материалом. Классические Монтессори-материалы способствуют глубокому погружению ребенка в работу с материалом, возникновению высокой концентрации внимания при выполнении упражнений. Благодаря простоте и лаконичности Монтессори-материалов дошкольники (каждый в своем темпе) овладевают необходимыми в обыденной жизни умениями и сенсорными эталонами, развивает моторику и мышление. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в развитии своей индивидуальности, при этом происходит «нормализация» поведения: дети становятся спокойнее, увереннее, научаются находить себе занятие и получать удовольствие от его выполнения. (Под «работой ребенка» Мария Монтессори понимала игры-упражнения с разнообразными развивающими дидактическими материалами.)
Нормативно-методическая база внедрения Монтессори-педагогики в дошкольные образовательные организации области
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций по педагогике М. Монтессори
Приказ департамента образования Белгородской области от 31.01.2014 г. № 267 «Об утверждении нормативных документов об организации деятельности дошкольных групп общеразвивающей направленности «Монтессори-группы»
Методические рекомендации для заведующих и воспитателей ДОО по педагогике М. Монтессори
Приказ департамента образования Белгородской области от 09.04.2014 г. № 1208 "Об утверждении перечня образовательных организаций – участников проекта«Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области».
Перечень стажировочных площадок по внедрению Монтессори-педагогики
Нормативная база инновационной деятельности
Приказ Минобрнауки от 23 июля 2013 года №611 "Об утверждении порядка функционирования инновационной инфракструктуры в системе образования"
Постановление администрации Белгородской области от 12 мая 2014г "Об утверждении порядка признания организаций. осуществляющих образовательную деятельность инновационными площадками"
Приказ департамента образования от 15 августа 2014 года №2578 "О приоритетных направлениях деятельности инновационных площадок в сфере образования Белгородской области на 2015 год"
Приказ департамента образования Белгородской области от 31 августа 2014 года №3532 "О деятельности региональных инновационных площадок"
Приказ департамента образования Белгородской области от 29 декабря №4343 "О признании образовательных организаций -соискателей региональными инновационными площадками"
Приказ №306 от 10 января 2015 года "О внесении дополнений в приказ департамента образования"
Приказ по МБДОУ об организации инновационной деятельности
Календарный план реализации инновационной программы на 2015 год
Календарный план реализации инновационной программы на 2016 год
Отчет по деятельности региональной инновационной площадки
Полезные ссылки
Информация о системе Монтессори и ее реализации в России и за рубежом
Монтессори. Интернет-журнал
Монтессоциация Монтессори-педагогов России
Производители Монтессори-материалов
НПО Монтессори г. Омск
Производственно-коммерческая фирма ООО «Монтессори-Питер»
|